Пути
преодоления некоторых проблем энергоремонтной
деятельности на примере ОАО Челябэнергосетьремонт
Как
известно, для успешного функционирования в рыночных условиях политика
любого предприятия должна измениться. Главным теперь является производство
и реализация услуг.
Роль
энергоремонтных подразделений, пока действующих в составе Челябэнерго в
режиме ДЗО, а затем выделяемых в самостоятельные структуры, становится
важнейшей. Причем наибольший эффект в их деятельности приносит
маркетинговый подход, основанный на тщательном анализе запросов, интересов и
возможностей Заказчика.
Рассматривая
изменение энергоремонтной деятельности в контексте всей
электроэнергетической отрасли, необходимо найти такие пути реформ, которые уже в
настоящее время могли бы дать значительный эффект в рамках сложившихся
структур Челябэнерго, где энергоремонтные подразделения определяют
техническую устойчивость энергокомпании, хотя пока не являются
самостоятельными. В современных условиях особую важность так же приобретает
правовое поле, имеющееся вокруг энергоремонта.
Сложившаяся
в Челябэнерго система энергоремонтной деятельности предполагает отсутствие у системного
Заказчика реальной возможности выбора подрядчика из-за монопольного
положения энергоремонтных организаций в своем регионе.
Основные
негативные факторы:
1.
Отсутствие
эффективной системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования
ЭРД.
2.
Иерархическая
система отношений с
жесткой регламентацией взаимодействий в энергокомпании в целом и в
энергоремонте в частности, что не дает работникам возможности проявить
инициативу. На нижних уровнях управления ЭРД вероятно искажение целей
компании.
3.
Отсутствие
четких критериев оценки эффективности ЭРД, учитывающих новые подходы к
сбыту услуг, в результате подразделения ЧСР обычно стремятся к достижению своих
меркантильных целей, а не целей компании.
4.
Консерватизм,
проявляющийся в неспособности сотрудников работать в новых условиях и
возможном противодействии новым принципам
управления.
5.
Отсутствие
профессионально подготовленных менеджеров по сбыту услуг.
6.
Отсутствие
эффективного маркетинга в сфере расширения рынков.
7.
Отсутствие
самостоятельности в финансово-хозяйственной деятельности
энергоремонтных подразделений.
Основные
проблемы и противоречия существующей системы энергоремонтной деятельности.
Анализ
функционирования ОАО Челябэнергосетьремонт, входящей в состав ОАО
Челябэнерго, выявил ряд важных противоречий, не позволяющих существенно
повысить эффективность энергоремонтной деятельности в формирующихся
рыночных отношениях:
1.
Существующие линейно-функциональные структуры управления энергоремонтной
деятельности обуславливают необходимость четкой регламентации процессов взаимодействия отделов ЧСР с
материнской компанией (бухгалтерия, планирование экономической деятельности,
определение ремонтного тарифа, снабжение, охрана труда, техника и технология,
корпоративное управление, юридическое сопровождение и т.д.):
многочисленные
инструкции (часто
дублирующие друг друга) по правам и обязанностям, документообороту,
приказы и указания, мотивационные стимулы, критерии оценки деятельности.
В
современных условиях, когда внешние
факторы (не только экономического, но и социально-политического
характера) постоянно меняются, такая регламентация требует больших
затрат со стороны ЧСР и порой неоправдана.
2.
Структурные подразделения ЧСР часто преследуют свои цели, а не цели компании
(все отделы и ремонтные районы планы выполнили, а общего результата
нет) из-за отсутствия объективной оценки работы, набора четких
критериев) и системы контроля со строгой и стандартизированной
отчетностью.
3.
В
условиях линейно-функциональной многоуровневой структуры ЧСР на нижних
уровнях возможны частичная потеря или искажение целей организации
и как результат снижение
эффективности работы.
4.
Действующие
нормы, правила, законы в сфере энергетики ограничивают ЧСР в выборе
средств воздействия на Заказчика и не дают возможности выстраивать
цивилизованные отношения с ними, в том числе и по взысканию дебиторской
задолженности. Диктат материнской компании на лицо.
5.
Отсутствует
развитая система маркетинга и анализа рынка.
Основные
принципы преобразования энергоремонтной деятельности
Для
выполнения сформулированных выше задач ЭРД должна быть реформирована на
основании следующих принципов:
1.
Энергосетьремонт должен стать в будущем самостоятельной
бизнес-единицей.
2.
Необходим переход от существующей линейно-функциональной структуры
управления к структуре, максимально адаптированной к изменяющимся внешним
условиям, посредством:
наделения
низового уровня исполнителей большими полномочиями и
ответственностью;
формулирования
и реализации основного принципа деятельности ЧСР от нужд и запросов
Заказчика;
изменения
системы мотивации от результата.
3.
Активное (неконфликтно-агрессивное) продвижение услуг, расширение
рынков сбыта и клиентской базы.
Дивизиональная
структура управления
Как
известно, дивизиональная структура реализует децентрализованную систему
управления. Можно выделить три наиболее характерные формы дивизиональных
структур управления:
1.
Дивизионально-территориальная
структура, когда деятельность компании вследствие обширности или неоднородного
развития региона организована по территориальному
принципу.
2.
Дивизиональная
структура, ориентированная на определенные группы Заказчика и позволяющая
учитывать их специфику.
3.
Дивизионально-продуктовая
структура, при которой дивизион работает с конкретными видами продукции и/или
услуг.
Дивизиональная
структура имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с другими
структурами. Назовем несколько наиболее известных:
в
организациях, имеющих территориально удаленные подразделения, право
принимать большинство решений предоставляется руководителю (менеджеру)
среднего и низшего звена, который стоит ближе всего к возникшей задаче (к
потребителю продукции и услуг);
активизируется
инициатива работников, они вправе отождествлять свою работу с
предпринимательской деятельностью;
упрощается
процесс формирования целевых показателей и контроля их
выполнения;
ускоряется
процесс прохождения и анализа большого объема разнородной информации
(что имеет место при ЭРД), прежде всего о клиентах, и на этой основе
принимаются более эффективные решения;
обеспечивается
гибкость, мобильность и быстрая адаптация к меняющимся условиям
внешней и внутренней среды.
Перечисленные
преимущества дивизиональной структуры управления в полной мере реализуются и для
ЧСР:
1.
Высший
управленческий персонал ЧСР в основном занимается стратегическими вопросами
развития компании, финансами, инвестициями, методологией,
технологическим, юридическим сопровождением и т. д.
2.
На
дивизионы ЧСР возлагается ответственность за весь цикл работы с
клиентами, что активизирует инициативу сотрудников, так как оплата их труда
зависит от конечного результата деятельности всего
дивизиона.
3.
Большая
часть работы с клиентами производится только через дивизионы,
поскольку решение принимает менеджер дивизиона, который
непосредственно взаимодействует с Заказчиком.
4.
Получение
синергетического эффекта от связи функциональных элементов в дивизионе (т. е. суммарный эффект в дивизионе
выше, чем сумма эффектов его отдельных функциональных
подразделений).
Как
видно из перечисленных особенностей, дивизиональная структура
управления ЭРД оптимальным образом сочетает функции координации, стратегического
планирования управления, закрепленные за центральным аппаратом, и
децентрализованную производственную деятельность дивизионов (ремонтных
районов) ЧСР. При этом ключевую роль играют именно менеджеры дивизионов, а
не руководители функциональных, обеспечивающих и вспомогательных
подразделений центрального аппарата ЧСР.
Рассматриваемая
типовая блочная оргструктура ЧСР, несмотря на декларируемый принцип
децентрализации управления, реализует его не в полной мере, так как
большинство функций закреплено за центральным аппаратом ЧСР.
Предлагается
следующая организационная структура ЧСР:
1.
Если ОАО Челябэнергосетьремонт
работает на обширной территории и имеет несколько отделений (что характерно
для Челябинской области) в своем регионе, то она организуется по
дивизионально-территориальному принципу.
Главным
отличием предлагаемой дивизиональной структуры от существующей
линейно-функциональной является то, что подразделения ЧСР формируются по принципу практически
замкнутого цикла энергоремонтной деятельности, осуществляя контроль, финансовый и технический учет,
планирование и маркетинговая деятельность, организационно-техническое
и хозяйственное обеспечение сбыта услуг.
Отделы
центрального аппарата ЧСР, непосредственно занимающиеся ремонтной деятельностью,
образуют дивизионы для работы с группами однотипных Заказчиков. Это дает
возможность:
ввести
специализацию в техническом и коммерческом обслуживании
клиентов;
специализировать
маркетинговые исследования групп потребителей услуг;
выработать
эффективные и однотипные формы взаимодействия с
Заказчиком.
Каждый
дивизион управляется менеджером дивизиона (начальником ремонтного района) и в
минимальном варианте включает в себя ведущего инженера, экономиста,
мастеров производственных участков).
Дивизиональная
структура управления имеет сходство с традиционным бригадным подрядом с
элементами хозрасчета.
3.
В
центральном аппарате ЧСР создаются:
дивизион
по работе с VIP-потребителями
услуг как правило, предприятиями, наиболее значимыми для Челябинского
региона;
дивизион
по работе на внешних рынках, Башкирии, Казахстане, Кургане, Свердловской и
Тюменской областях;
штабное
подразделение для осуществления маркетинга, анализа, прогнозирования и
разработки методологии ЭРД (в его состав входят наиболее квалифицированные экономисты,
технари, юристы и специалисты по договорам для оказания методической помощи и
ведения наиболее сложных дел);
обеспечивающие
подразделения (отдел кадров, планово-экономический отдел, бухгалтерия,
группа экономической безопасности, все технические подразделения АСУ,
ПТО, технического аудита и т. д.);
вспомогательные
подразделения (транспорт, снабжение, АХО, канцелярия и т. д.) Целесообразно
часть этих подразделений вывести из состава ЧСР, обратившись за
соответствующими услугами к сторонним фирмам.
Отношения
и связи в дивизиональной структуре ЧСР
Организационные
связи в дивизиональной структуре строятся на следующих основных
принципах:
имеется
целевое управление со стороны вышестоящих линейных элементов оргструктуры (т. е.
цели и некоторые важнейшие стратегические решения определяются на
верху);
на
дивизионы возлагается ответственность за полный цикл работы с
выделенными им клиентами;
взаимодействие дивизионов
(отделов и участков) с обеспечивающими подразделениями базируется на
принципе взаимного дополнения и максимального использования эффекта от
специализации обеспечивающих подразделений;
деятельность
обеспечивающих и вспомогательных подразделений в основном направлена на оказание
помощи (услуг) дивизионам (исключением является только выполнение
заданий, требующих узкой специализации и высокой квалификации).
Механизмы
мотивации ЭРД.
Отделы
и участки, входящие в дивизиональную структуру, являются основными
подразделениями ЧСР и выполняют фактически дилерские функции. Главный способ их
мотивации система экономических стимулов, направленных на достижение
основных целей и задач ЧСР.
Основными
стимулирующими показателями (которые коррелируются с действующей
системой премирования-депремирования) могут быть:
увеличение
процента сторонних заказчиков;
эффективное
применение ремонтных тарифов, обеспечиваемых безубыточность
подразделения;
снижение
дебиторской задолженности заказчиков и своевременная оплата выполненных
работ;
объем
выявленных коммерческих потерь ЧСР, снижение затрат на содержание РПБ
подразделений;
рост
объема реализованных услуг в денежном выражении;
увеличение
количества заказчиков по договорам технического обслуживания
оборудования;
разумное
расширение номенклатуры предоставляемых услуг.
По
мере изменения условий, в которых работает ЧСР, набор показателей и их
значимость могут меняться. Однако на начальном этапе реформирования ЭРД
необходимо добиться неизменности стимулов.
Для
эффективной работы ЧСР в рыночных
условиях также следует обеспечить:
строгое
выделение расходов на обслуживание Заказчика в составе затрат, входящих в
ремонтный тариф;
предоставление дивизионам
возможности предлагать (и реализовывать) новые эффективные варианты
коммерческих сделок;
Перечисленный
набор факторов достаточно известен и будет расширяться и изменяться по мере
формирования рынка энергоремонтных услуг.
Итак,
реальная жизнь заставляет искать новые формы управления. Дивизиональная
структура позволяет существенно повысить эффективность ЭРД, особенно в
рыночных условиях с жесткой конкуренцией (битва за Заказчика), когда понятие гарантированного
заказа исчезает, а количество и качество конкурирующих организаций, в том числе
из других регионов, неуклонно растёт.
Директор
ОАО Челябэнергосетьремонт
Годунов
С.Н.
10.11.05
г.